RO

Дневник, поездки, путешествия. Мысли в сайт.

Кутаиси и окрестности. Хлеб и монастыри.

without comments

Как пекут лаваш

Это вторая часть рассказа про путешествие в Грузию

Когда Вы путешествуете, кроме тех замечательных мест, куда вы попадаете, кроме природы, достопримечательностей воспользуйтесь уникальной возможностью, пообщайтесь с людьми. В этот раз мне очень повезло, я познакомился с Георгием. Георгий печет традиционный грузинский лаваш в тандыре и пригласили понаблюдать за процессом.

Георгий рассказал, что печет хлеб уже 30 лет. Технология производства практически не изменилась с древних времен.

Для начала замешивают тесто. Сейчас это делают с помощью машины, не так, как раньше, руками. Но в остальном все традиционно. Тесто делят на кусочки, и выкладывают на деревянный стол, давая ему выстояться, дозреть.

Следущий этап – тесто распределяют по специальной лопатке, обшитой тканью, и формируют собственно форму будущего лаваша.

Георгий выбирает место в тандыре, где будет печься лаваш.

И отважно ныряет прямо в печь, прихлопывая тесто к стенке тандыра. Сделать это нужно не слишком сильно и не слишком слабо. Правильно рассчитать усилие помогает опыт.

Вот так выглядят стройные ряды лавашей на стенках тандыра.

Проходит совсем немного времени и корочка лаваша становится золотистой.

Георгий снимает готовый лаваш специальным скребком и крюком на длинной ручке. Теперь вы знаете секрет, почему в лавашах всегда есть небольшое отверстие.

Еще несколько минут лаваш будет остывать. В это время аромат от него такой, что хочется скушать его прямо сразу.

Помошница Георгия относит лаваш на витрину. Вот так, на первый взгляд просто, рождается грузинский хлеб.

Если Вам понравилась моя история, зайдите в гости к Георгию и передайте ему привет 🙂 Его маленький магазинчик находится на в Кутаиси на улице Купрадзе (на карте).  К стати, меня тут спрашивали, как мы искали отель. Вы не поверите, все просто. Выбирайте тут.  В Кутаиси мы выбрали очень бюджетный вариант, согласитесь, что  отель в Кутаиси за $12 за ночь, в чистом и уютном доме, с завтраком и гостеприимной хозяйкой, это не дорого. Единственный минус – общая ванная комната. Однако, у каждого свои представления о комфорте. И еще, муж хозяйки забрал нас ночью из аэропорта Кутаиси по вполне бюджетной цене, для кого-то это может оказаться полезным.

Монастырь Моцамета

Монастырь построен в честь святых Давида и Константина. Мы попали в этот монастырь случайно, заблудились по дороге в Гелати. Некоторые путешественники считают этот монастырь приложением к Гелати, Мне так не показалось, это отдельное место заслуживающее посещения. Монастырь небольшой, очень тихий и спокойный. От него открывается живописный вид на ущелье.

В начале VIII века здесь находилась церковь. Во время нашествия арабской армии Мервана Глухого (735 год) арабы сожгли церковь. Вся область Лихского хребта тогда называлась Аргвети, ей управляли мтавары Давид и Константин, резиденцией которых была крепость Шорапани. Они вышли с армией против арабов, но были разбиты и захвачены в плен. По какой-то причине Мерван захотел обратить их в ислам и переманить на свою сторону, но братья (или просто близкие родственники) отказались. Их мучали 9 дней, затем утопили в реке Риони. Когда их тела были найдены на берегу, люди услышали Божий голос, который велел нести их на восток до того места, где процессию застанет рассвет.
Этим местом оказались руины сожженной церкви – примерно в 3 километрах от Риони. Там Давид и Константин были захоронены. В начале XI века царь Баграт III построил большой бескупольный храм и основал монастырь “моцамета” (мученики). Примерно тогда же было составлено “Мученичество Давида и Константина”.
 
Где-то после 1844 года имеретинский епископ Леван Церетели отремонтировал храм и построил тот купол, что мы видим сейчас. В монастыре очень мало места и хорошо сфотографировать его не получается. Пришлось фотографию выше собирать из 8 отдельных фото, как панораму.
 
В 1923 году пришла советская власть и монастырь закрыли. В том же году по приказу Орджоникидзе тела Давида и Константина были вытащены из могилы. Их привязали к лошади и протащили по дороге до самого Кутаиси. Из чего, кстати, следует, что это были не просто кости, а именно тела целиком. Потом их бросили в реку. Местные жители успели подобрать некоторые части мощей и позже они хранились в кутаисском музее.

Монастырь Гелати

В Грузии монастыри обычно называют по месту их нахождения, или по имени основателя. Гелати – случай особый. Точного значения слова “гелати” не знает никто. По наиболее убедительной версии это слово происходит от греческого γενέθλια (генфлия – Рождение), так как главный храм собора посвящен Рождеству Богородицы. От этого слова образовалось раннее название монастыря – Гаэнати. Впоследствии Гаэнати вышло из употребления, но оно осталось в названии епархии – она до сих пор Гаэнатская.

История

В 1104 году царь Давид Строитель захватил Кахетинское царство. Сельджукские правители Гянджи вторглись в Кахетию восстановить справедливость и были разбиты в сражении при Эрцухи. В память присоединения Кахетии и Эрцухской битвы Давид решил основать монастырь, и в 1006 году приказал начать строительство на горах над столицей (Кутаиси). Первым и основным зданием стал Собор Рождества Пресвятой Богородицы, который строили до 1125 года. Таким образом, этот монастырь, и особенно его собор, стал символом грузинского Золотого века, а вернее, символом начала новой фазы этого века.

При монастыре была основана Академия, здание которой недавно отреставрировали. В итоге возник комплекс: Собор, шатер над родником, здание Академии, трапезная, дом настоятеля и кельи. Все это было обнесено стеной. Дополнительно было построено второе кольцо стен, которое уже не существует. В те годы вокруг монастыря были построены даже специальные места для отшельников. Осталось ли от них что-то, мы уже не знаем. Именно при Давиде в монастырь была перенесена Хахульская икона Божьей Матери. Сейчас её можно видеть в музее искусств в Тбилиси. Давид умер в 1125 году и был похоронен в воротах монастыря.

Его сын, царь Димитрий, достроил западный придел храма (через который сейчас входят в собор), расписал его фресками, а потом построил южный придел. Около 1200 года, уже при царице Тамаре, в Гелати был построен храм Святого Николая Чудотворца, очень небольшой, но зачем-то поднятый вверх на целый этаж, так что под храмом можно свободно ходить.

В 1293 году в соборе монастыря был похоронен царь Давид Нарини (в юго-восточном приделе). Позже был построен и третий храм – в честь Георгия Победоносца. Этот храм странен. На нем нет датировочных надписей и в документах его постройка не упоминается. Предполагается середина XIII века, хотя это только версия. У храма нет никаких явных элементов, которые помогли бы идентифицировать эпоху. Помимо этих трех храмов существует ещё колокольня. С её датировкой как раз все просто.

Такие колокольни в больших количествах строили в самом конце XIII века и в начале последующего. Колокольню построили над родником, где до этого стоял каменный шатер. Ещё недавно у нее был унылый купол из кровельного железа, но в 2010 году его разобрали и перестроили, выложив глазурованной плиткой.

 Звонница

В XIV веке монастырь был частично  разрушен монголами, в XV веке восстановлен. В 1510 году турки совершили первый разведывательный рейд на Грузию. Они дошли до Кутаиси, порушили его, а затем зашли в Гелати. Во время этого набега сильно пострадали фрески монастыря.  Имеретинский царь Баграт III (1510—1565) приложил усилия к восстановлению фресок. В храме Рождества фрески сделаны между 1561 и 1578 годами (ибо на них изображена вторая жена царя Гиоргия II), а в храме Святого Гиоргия – после 1578 года (там Гиоргий упомянут в надписи с третьей женой). С 1557 по 1578 Абхазским (западногрузинским) католикосом был Евдемон I (Чхетидзе). Именно при нём прекратила существовать православная церковь на территории Абхазии. Население региона почти полностью ушло в язычество, поэтому храмы были забыты и оставлены. Евдемон покинул Пицунду (резиденцию католикоса с XIII века) и переселился в Гелати. Ему была передана церковь Великомученика Гиоргия, которая стала кафедральным собором всего западногрузинского католикосата. Видимо, в эти же годы была привезена главная реликвия Абхазии – икона Бичвинтской Богоматери. Сейчас она вроде бы должна храниться в тбилиском музее искусств, но что-то её там не видно. В 1994 включено в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Современность

Сейчас на территории монастыря можно видеть три храма, выстроенные в одну линию с востока на запад.В стене есть ворота с востока и с юга. Восточные – основные, а южные скорее мемориальные, там могила царя Давида. Войдя в восточные ворота, вы видите впереди колокольню, сразу слева – храм Георгия, за ним Рождественский собор, и в конце храм Николая.

Храм святого Георгия

Храм Георгия Победоносца должен привлекать внимание в первую очередь, хотя бы как кафедральный собор Абхазской епархии. Мы ничего не знаем о его постройке, и  даже версии строить сложно.

Это очень странно, если учитывать, в каком важном месте он построен. Большинство посетителей монастыря проходит мимо сразу к храму Рождества. А между тем Георгиевский храм тоже симпатичен и там очень неплохие фрески середины XVI века. Они сделаны тогда же, когда и фрески главного храма, и на них изображены те же самые лица: патриарх Евдемон, царь Баграт и его родственники. Причем фрески по стилю еще более ориентальные, чем аналогичные в Рождественском соборе. Одежда многих персонажей гораздо более персидская на вид.

Монастырь Гелати часть туров для паломников, тут их довольно много, а так же рабочее место попрошаек всех мастей. Монастырь показался менее уютным, чем Моцамета, и более помпезным, что-ли? Монастырь активно восстанавливают и сейчас строительные работы проходят в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы.

А еще тут мы увидели в очередной раз особенный грузинский крест. Он выглядит так, как будто горизонтальная перекладина сломалась посередине и её части наклонились вниз.

Напомню, что недорогие авиабилеты вы можете подобрать для себя тут, а гостиницы забронировать тут.

Хотите стать спонсором моего следующего путешествия? Напишите мне!
©text ro.com.ua
©text c travelgeorgia.ru  распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0
©photo 2017 ro.com.ua